«В глухой провинции у моря». Чем знаменит испанский городок Тосса де Мар? Часть 2

«Тосса — голубой рай», — эти слова Марка Шагала выписаны почерком художника на стене рядом с картиной. Шагал в маленьком испанском городке — на первом месте. Его имя значится на первом месте в ряду всех художников, которые здесь жили. Его одной картине, его Витебску уделен отдельный зал.

Как эта картина оказалась здесь? Как оказался сам Шагал? Попробуем разобраться. Все-таки городок Тосса де Мар был обычным небольшим городом на каталонском побережье Испании. Природа, крепость, море — но таких городков много, однако именно Тосса стала центром притяжения многих известных людей. По причине, все-таки до конца не понятной, ведь и добираться сюда было трудно, и экономически городок потихоньку терял многие свои возможности.

Еще в XIX веке здесь было важное производство пробки для закупорки вин. Тем и жили, а также рыболовством и каботажной торговлей. Когда большая часть деятельности стала невостребованной, до трети жителей была вынуждена эмигрировать в Америку. Новый внезапный расцвет маленького города пришелся на ХХ век, на период между войнами, когда сюда вдруг потянулись художники со всей Европы.

Но именно здесь в 1935 году открылся музей — в старом доме бывшего губернатора. Он существовал при поддержке частных лиц и автономного правительства Каталонии. Почему именно здесь, в крохотном городке начала собираться коллекция современного искусства — неизвестно. Но возможно, именно в этом маленьком городе неожиданно еще раньше стали собираться и встречаться художники.

Фото: Галя Константинова, личный архив

Можно было бы сравнить Тоссу с Коктебелем времен Максимилиана Волошина. Здесь все это происходило несколько позже, относилось больше к живописцам, причем из разных стран, и имело более массовый характер.

Кстати, попасть в городок было не так просто, автострад никаких еще не было, и сама поездка становилась приключением. Испанский городок Тоссу тогда назвали «Вавилонским Столпотворением всех искусств». Съезжались отовсюду, из разных стран Европы, говорили на разных языках, относились к разным направлениям в искусстве: импрессионизм, кубизм, супрематизм и все прочие возможные и невозможные -измы. Что не мешало им прекрасно понимать друг друга: попивая местное вино, мешая языки, они обсуждали важнейшие вопросы мироздания и своего ремесла, хвалили красоты природы, мощь крепости, работы друг друга — да мало ли что найдется похвалить!

Читайте также  Чем опасна Барселона? Криминальное чтиво

Марк шагал жил в Тоссе в 1933—1934 годах.

Фото: Галя Константинова, личный архив

Но вот почему он писал Витебск? Видимо, без Витебска не мог. Его «Небесный скрипач» — одна из самых известных картин, и хранится она очень бережно в городке, который его хорошо помнит и ценит.

Фото: Галя Константинова, личный архив

Покидая «зал одной картины», зал Шагала, бежишь по прочим залам, где располагаются картины современных каталонских художников. И резко останавливаешься.

Ольга Сакарофф, Ольга Сахарова, родилась в Тбилиси, умерла в Барселоне. Она так и числится — одновременно русской, французской и каталонской художницей: «Русские художники в Париже», «Женщины испанского авангарда» и т. д.

Ольга Николаевна провела в Тифлисе (тогда — Российская империя) первые свои 20 лет, еще до революции уехала в Германию, чтобы учиться живописи. Вышла там замуж за художника Отто Ллойда (родственника Оскара Уайльда), переехала с ним в Париж, затем — в Испанию.

В 1964 году Ольга Сахарова Городским советом Барселоны была награждена серебряной медалью города. Ее работы на постоянной основе находятся в экспозиции Национального музея каталонского искусства в Барселоне. Одна работа — все в том же музее города Тосса де Мар. Немного наивная (по стилю, не по содержанию) картинка каталонской сельской жизни.

Картина Ольги Сахаровой
Фото: Источник

Те, кто едет из Барселоны во Францию или наоборот, всегда могут остановиться на полпути (100 километров от Барселоны в одну сторону и столько же до Франции в другую) на час, на день, на неделю, в зависимости от желания и возможностей — в Тоссе де Мар есть что посмотреть.

В любом случае нужно понимать, что во многих странах, в том числе и в Испании, нет такого слегка пренебрежительного понятия «провинция», как в России. То есть само понятие есть, нет такого отношения — немного фатального, безнадежного. Каждый городок важен, каждый прекрасно ухожен — даже если это и не курортный городок у моря. Если есть проблемы с занятостью (а в Испании серьезные проблемы с безработицей), то люди не опускают руки, да и власти вынуждены пошевеливаться. Каждое место заслуживает любви своих жителей (даже если они его покидают) и уважения со стороны других.